Г. Кернес: Местное самоуправление лишили прав (обновлено)

Геннадий Кернес Геннадий Кернес

В четверг, 12 февраля, Конституционный суд Украины начнет в форме устного слушания рассмотрение дела по конституционному представлению Харьковского городского совета относительно официального толкования положений части второй статьи 19, статьи 144 Конституции Украины, статьи 25, части четырнадцатой статьи 46, частей первой, десятой статьи 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» в контексте права органа местного самоуправления отменять свои решения, принятые раньше, или вносить изменения.


Принятые несколько лет назад изменения в законодательстве Украины способствовали ограничению органов местного самоуправления в правах отменять или изменять ранее принятые решения. Харьковский горсовет, пытясь сломать сложившуюся судебную практику и найти выход из юридической коллизии, он обратился в Конституционный суд Украины за разъяснениями, какие права имеют сельские, поселковые и городские советы в части внесения изменений в свои ранее принятые решения либо их отмены, пишет «Комсомольская правда. Украина».

Полный текст статьи:

Чтобы отменить свое же решение, приходится судиться

Органы местного самоуправления в Украине оказались лишены права исправлять былые ошибки. Власть оставили без власти. Ну не то чтобы совсем — принимать решения можно, а вот отменять или вносить изменения нельзя. Странная ситуация. Разобраться в ней, как оказалось, хотят не только журналисты, но и сами депутаты местных советов.

У каждой ветви власти есть компетенция пересматривать свои решения, – рассказывает депутат трех созывов, секретарь Харьковского городского совета Геннадий Кернес.  – Суд может пересматривать свои решения посредством апелляционного или кассационного обжалования. Верховная Рада, Кабинет Министров, Президент Украины или другой руководитель могут как принять, так и отменить свое решение. А вот органы местного самоуправления лишили этой возможности. Из-за этого мы часто оказываемся в правовом тупике. Например, в 2006 году в Харькове был избран новый городской голова Михаил Добкин. Он пришел на этот пост со своей предвыборной программой и твердым намерением воплотить ее в жизнь. Но получилось, что он не может выполнить определенные обещания. Например, многие харьковчане протестовали против застроек внутридомовых территорий, детских площадок, стадионов, зон отдыха, но предыдущая власть дала согласие на проведение строительства в этих местах. Мы хотим отменить это решение, но не можем этого сделать. Все из-за того, что несколько лет назад были созданы административные суды, в компетенцию которых передали административные споры. Теперь, чтобы отменить или изменить свое решение, городской совет должен, по сути, подать на себя в суд. В результате получается, что муниципальные власти лишены возможности защищать права территориальной громады, помогать простым людям.

«Необходимые законы так и не приняли»

Еще недавно местные власти без проблем принимали и, в случае необходимости, отменяли либо изменяли свои решения. Почему же сейчас сложилась такая судебная практика? С этим вопросом мы обратились к советнику Харьковского городского головы по правовым вопросам Марине Стаматиной.

В 2004 году, когда вносились изменения в Конституцию Украины, предполагалось, что вслед за изменениями на государственном уровне произойдет и реформа местного самоуправления, – рассказывает Марина Владиславовна. – Но, к сожалению, необходимые законы так и не приняли. И сегодня получился дисбаланс – между тем, что отнесено к компетенции органов местного самоуправления, и другими ветвями власти.

До недавнего времени порядок рассмотрения споров регулировался главой 31А Гражданско-процессуального кодекса 1963 года. К ней было соответствующее разъяснение Пленума Верховного суда Украины, где говорилось о том, что орган местного самоуправления имеет право вносить изменения либо отменять ранее принятые решения.

Однако с 1 сентября 2005 года вступил в действие Кодекс административного судопроизводства, который выделил в отдельную ветвь судебной системы административное судопроизводство. С этого момента некоторые юристы решили, что изменять или отменять решения городского совета имеют право только судьи.

А теперь возникает критическая ситуация. Если исходить из той концепции, которую выдвигают отдельные представители юриспруденции, то получается парадокс. Если в Харьковском горсовете решили отменить или изменить какое-либо решение, то это попросту невозможно сделать. Ведь обратиться с иском в суд о признании незаконным своего же решения нельзя. Создается тупиковая ситуация, решить которую в рамках правового поля невозможно.

Харьковская инициатива вызовет резонанс во всей стране

До принятия Кодекса административного судопроизводства не возникало никаких вопросов о правах органов местного самоуправления. Все прекрасно понимали, что если какой-то вопрос входит в компетенцию органов самоуправления, то они имеют право не только принять решение, но и отменить его либо внести изменения. Это была обычная практика.

Но сейчас судьи ссылаются на то, что в статье 59 закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» прописано, что орган местного самоуправления имеет право принимать решения, однако не говорится о праве вносить в них изменения и отменять. Действительно, этого нет. Но нельзя же доходить до такого формализма, чтобы прописывать в законах очевидные вещи. 

Какой же выход из сложившейся ситуации?

Украина является государством, ратифицировавшим Хартию о местном самоуправлении. Поскольку мы пытаемся адаптировать наше законодательство к нормам европейского права, безусловно, для нас очень важно, чтобы и органы местного самоуправления, и законодательство, которое регулирует их деятельность, отвечали европейским стандартам. В частности, в четвертой статье Хартии говорится о самостоятельности и независимости органов местного самоуправления в границах собственной компетенции. Однако в украинских реалиях ситуация выглядит по-другому. Поэтому Харьковский горсовет прошел все инстанции и провел достаточно объемную работу, в результате чего было подготовлено и в июне 2008 года принято на сессии Харьковского горсовета представление в Конституционный суд Украины.

Мы задаем вопрос – имеет ли право орган местного самоуправления принимать решение об отмене ранее принятого своего решения и вносить изменение в ранее принятое решение по любому вопросу, не исключенному из компетенции органов местного самоуправления.

Инициатива Харьковского горсовета – это первый прецедент в истории независимой Украины. И в случае позитивного решения Конституционного суда оно будет иметь резонанс по всей стране и повлияет на рассмотрение вопросов органов местного самоуправления любого уровня. И таким образом выход из юридического тупика будет найден.

Комментарий эксперта

Юрий Битяк, доктор юридических наук, профессор: «На мой взгляд, ни один законодательный документ не содержит запрета на изменения или отмену своего же решения органами местного самоуправления. Конечно, если есть спор, к примеру, между городским советом и физическим или юридическим лицом, то в таком случае разрешить его можно только через суд. Но если органы местного самоуправления приняли решение, а потом изменилась целесообразность или стало известно, что допущено какое-либо нарушение, то, конечно, они вправе самостоятельно вносить изменения или отменять ранее принятые решения».

Защищать права местного самоуправления в Конституционном суде будет Харьковский городской голова Михаил Добкин.

Материалы по теме