Харьковчане стали меньше покупать товаров. Результаты опросов

бизнес Харьковским бизнесменам не нравятся тенденции рынка

В начале 2013 года харьковские бизнесмены отметили снижение спроса на товары и услуги в среднем на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.


Снижение спроса на тоары, по мнению представителейц бизнеса, является одним из признаков возможной рецессии.

Согласно результатам блиц-опроса топ-менеджеров 50 харьковских предприятий, проведенного МВА-центром «Стратегия» в рамках проекта «Бизнес-Лига», только для десятой части опрошенных снижение спроса оказалось незначительным. Почти половина респондентов зафиксировала в январе-марте 2013 года падение продаж на 15-20%. Еще 20% опрошенных бизнесменов отметили уменьшение интереса к товарам и услугам более чем на четверть.

«Это касается энергетической, машиностроительной и аграрной отрасли, а также наукоемких сфер экономики и издательского дела», – рассказала организатор «Бизнес-Лиги» Елена Сербина.

По ее словам, 80 процентов опрошенных руководителей заявили, что им так и не удалось выйти на экономические показатели докризисного периода. У половины предприятий уровень спроса по-прежнему на 60% ниже, чем в 2007 году, а у второй половины – на четверть».

Не заметили признаков рецессии лишь 20% респондентов. В основном, это – представители сферы IT и бизнес-консалтинга. Операторы этих рынков сообщили об увеличении спроса на свои товары и услуги в январе-марте 2013 года в среднем на 15%.

К признакам возможной рецессии большинство бизнесменов также отнесли высокие кредитные ставки (42% ответов). По их словам, «неподъемные» кредиты затрудняют проведение модернизации предприятий, что, в свою очередь приводит к снижению качества продукции, делая ее все менее конкурентоспособной. Еще 40% респондентов чрезвычайно негативными факторами считают банкротство компаний-партнеров. Признание контрагентов неплатежеспособными не только негативно сказалось на сложившейся модели ведения бизнеса, но и в глобальном плане повлекло за собой рост безработицы и снижение покупательской способности населения.

Что касается путей минимизации риска новой рецессии, то большинство бизнесменов считают необходимым снизить налоговую нагрузку на предпринимателей. В том числе, налоговых ставок на заработную плату оформленных сотрудников, что позволит поднять уровень дохода населения. 40% опрошенных также подчеркнули важность увеличения инвестиционной привлекательности Украины и еще 30% – поддержку отечественного производителя со стороны государства.

Напомним, что харьковские предприниматели верят в развитие своего бизнеса за счет расширения географии рынков.

Кроме того, в 2012 году количество средств, которые харьковчане хранят на депозитах в банках, увеличилось на 25 процентов. Также харьковчане стали и больше покупать. Так, оборот розничной торговли увеличился на 15 процентов.

Справка: Проект «Бизнес-Лига», организованный МВА-центром «Стратегия», стартовал в Харьковской области в начале 2013 года. Участниками проекта являются 50 представителей харьковского малого, среднего и крупного бизнеса, представляющего производственный и промышленный секторы экономики, а также сферу услуг (строительные компании, сети ритэйла, агропредприятия, банки, агентства недвижимости, издательства и т.д.). Все эксперты имеют системное бизнес-образование по программам Открытого университета Великобритании. Блиц-опрос на тему «Угроза рецессии в Украине» проводился в Харьковской области с 7 по 14 марта 2013 года.
 

Тэги: харьков, бизнес, товары

Автор: Павел Козаченко

Материалы по теме