Татьяна Овинникова: о развитии Харькова, строительстве новых мостов и развязок

Заместитель Харьковского городского головы Татьяна Овинникова рассказала о разработке детальных планов территории города, реконструкции центра города и создании новых транспортных развязок на пути к Салтовскому жилому массиву.


– Расскажите подробнее о разработке детальных планов территорий города Харькова. Какие изменения ожидают харьковчан?

– В 2012 году были разработаны детальные планы территорий в районе торгового центра «Барабашова»,  района ж/д вокзала «Левада» и центральной части города. В планах есть проекты по улучшению транспортного сообщения, в том числе, и благодаря строительству новых транспортных развязок.

К примеру, в районе крупнейшего в восточной Украине торгового центра «Барабашова», в соответствии с генеральным планом г. Харькова, планируется сделать «пробивку» транспортной магистрали, которая станет продолжением проспекта 50-Летия ВЛКСМ. Эта «пробивка» позволит связать центр города и Салтовский жилой массив, улучшить транспортное сообщение. Также генеральным планом и разработанным ДПТ предусматривается соединение «пробивкой» ул. Пушкинской и ул. Барабашова со строительством дополнительного моста в районе пер. Безпаловского. Но и ближайшая перспектива – это транспортный узел перекрестка ул. Ак. Павлова и пр. Героев Труда, реконструкция которого намечена в 2013 году. Реализация этих планов позволит существенно улучшить транспортное движение в данной части города.

– На какой стадии находится реализация проекта двухуровневой развязки в районе станции метро «Киевская?

– Строительство двухуровневой развязки предусмотрено генеральным планом города и разработанным детальным планом территории. Авторы ДПТ серьезно изучали этот вопрос, в том числе и вопрос необходимости сноса строений, попадающих в зону строительства развязки. Это дорогостоящий проект. С целью эффективного использования данного транспортного сооружения к реализации проекта целесообразно приступать только после строительства «пробивки» пр. 50-Летия ВЛКСМ,  реконструкции с расширением ул. Веснина,  и других прилегающих улиц.

– Какие изменения ждут район ж/д вокзала «Харьков-Левада»?

– Это очень сложный район центральной части города, где находится много аварийного и ветхого жилого фонда. К реконструкции района необходимо приступать, а возможно это только после утверждения в установленном порядке ДПТ. При разработке детального плана района ж/д станции Левада предусмотрены мероприятия по понижению уровня грунтовых вод для решения проблемы подтопления, т.к. этот район находится в пойме р. Харьков. 

Центр города нуждается в реконструкции еще и с целью выноса промышленных объектов, сноса ветхой застройки. К примеру, в районе улицы Гамарника и Кузнечной есть настоящие трущобы.

– На градсовете был утвержден проект строительства большого торгового центра в районе Левады. Начата ли реализация этого проекта?

– ДПТ учитывает перспективу строительства торгового центра.

  Строительство торгового центра предусматривается не только на свободных территориях, но предполагает и частичный снос  зданий на прилегающих территориях. Это необходимо для обустройства подъездов к ТЦ. Сейчас заказчик изучает этот вопрос. Городской совет принял решение о передаче заказчику земельного участка для строительства, но до утверждения ДПТ реализовывать его не будут.

– Расскажите о тех изменениях в центре Харькова, которые ожидаются в самое ближайшее время

– Реконструкция площади Розы Люксембург, расширение начала улицы Клочковской, реконструкция пр. Московского. Кроме того, уже приступили к строительству ТРЦ «Никольский» на ул. Пушкинской. Все эти изменения есть в новом ДПТ и полностью соответствуют зонингу и генеральному плану города Харькова.

– Как изменится улица Клочковская?

– Планируется скорректировать транспортную схему таким образом, чтобы с улицы Клочковской можно было беспрепятственно доехать в район станции метро «Проспект Гагарина». Расширение Клочковской позволит разгрузить скопление транспорта, которое происходит возле книжного рынка. Частично расширение планируется за счет сноса полуразрушенных строений, находящихся на улице в районе сп. Бурсацкого. Строительство жилого дома, которое ведет «Жилстрой-1» на месте отселенного аварийного дома – это пример реализации решений генерального плана с учетом перспективы расширения ул. Клочковской.

– Ведется ли работа по отселению жителей ветхих домов в центральной части города?

– Это очень сложный вопрос. Отселять – не всегда простая задача. Однако с помощью заинтересованных инвесторов проводилось отселение в районе стадиона «Металист» по ул. Клочковской и др. Испытывая дефицит площадей для застройки, инвесторы займутся и отселением жителей. Поэтому и разрабатывали ДПТ района Левады. Это шикарная территория, мы понимаем перспективу возможной застройки и при желании инвесторов будем им рекомендовать осваивать эти территории.

– Есть ли необходимость в строительстве новых мостов, в том числе в центре города?

– О мосте на Салтовку я уже говорила. В далекой перспективе планируется строительство моста, который соединит улицу Клочковскую с улицей Октябрьской Революции. Но это не ближайшее будущее.

Еще в генплане запланирована пробивка в районе площади Восстания, которая выходит на улицу Шевченко со строительством моста через реку. Но ДПТ там не прорабатывались. Генплан утверждается на далекую перспективу, но территории мы резервируем. Однако когда приступим к реализации этих планов, сказать трудно.

– Какие перспективы строительства моста через реку Лопань, который бы соединил Дзержинский и Ленинский районы города?

– Мы принимали соответствующие решения сессии городского совета на строительство пешеходного моста соединяющего 421 мкр.  Дзержинского района и промышленную зону Ленинского района. Что касается автомобильного моста, то были пожелания, но никаких решений принято не было. Хотя это было бы неплохо. Но инвестор строительство пешеходного моста пока не ведет.

– Есть ли в планах пробивка от улицы Клочковской до улицы Котлова со строительством моста?

– Есть совершенно нормальная связь через путепровод в районе спуска Пассионарии.  Генпланом предусмотрена пробивка в Ленинский район улицы Новгородской. И есть еще проблема: улица Котлова очень небольшим участком не вышла на Окружную дорогу. Там есть мост, который находится в аварийном состоянии и перекрыт. Сейчас все вынуждены пользоваться путепроводом в районе спуска Пассионарии, чтобы с ул. Котлова попасть на Окружную дорогу. Если улицу Котлова соединить с Окружной дорогой, то грузовой транспорт из промышленной зоны сможет уходить из города минуя центральную часть. 

– Расскажите о застройке, которая ведется вдоль Белгородского шоссе.

– В нашем городе, одном из немногих в Украине, есть утвержденная градостроительная документация. Освоение этих территорий идет только в соответствии с этой документацией. У нас часто просят предоставить границы Лесопарка. На сегодняшний день, утвержденных в установленном порядке границ лесопарка нет. Кроме того, что определено градостроительной документацией, никто ничего осваивать не будет, на территорию леса покушаться не будут.

– Планируется ли создание новых зеленых зон в городе Харькове?

– Авторы генплана – государственный институт «Гипроград» – отметили, что в Харькове количество зеленых зон превышает нормативные. Поэтому особой необходимости в развитии зеленых зон нет. На присоединенных к городу территориях будут появляться небольшие участки зеленых зон в составе жилых районов для комфортного проживания людей.  Разбивка новых парковых территорий не предусматривается.

За последнее время в Харькове  появляются прекрасно благоустроенные парки, набережные, которые с удовольствием посещают жители города. Они есть уже не только в центральной части города.

К примеру, в парке «Победы» на Салтовском шоссе, в парк  «Зелений гай» в Орджоникидзевском районе появились аттракционы, а ведь раньше они стояли заброшенные, через них пройти страшно было.

– При проектировании новых транспортных развязок, изменении геометрии движения на существующих планируется ли учитывать создание велосипедных дорожек?

– При разработке реконструкции улиц, в том числе и проспекта Гагарина, предусматривалось строительство велодорожек. К этому вопросу мы собираемся подойти более плотно с учетом мнения велосипедистов. У нас есть разработанная схема создания в Харькове велодорожек. Но, к сожалению, с учетом проблем финансирования не всегда получается построить их в первую очередь. К примеру, проспект Гагарина мы торопились закончить к Евро-2012.

Активисты велосипедного движения при разработке схемы общались с сотрудниками Управления градостроительства и архитектуры и согласились, что не на всех харьковских улицах можно сделать велодорожки. Но в целом схема развития велодорожек существует, и, хоть она и не утверждена, работать с ней можно.

Пожелания велосипедистов – создание велодорожек на основных городских магистралях , чтобы сходились они в районе оперного театра и Сада им. Шевченко. Но понятно, что к оперному театру велодорожки построить просто нереально. Есть тонкие места в центре города, в районе перекрестка Академика Павлова и Салтовского шоссе, на некоторых участках проспекта Гагарина, так например в районе железнодорожного моста, где нет физической возможности устройства велодорожек. Там очень узкий тротуар. Велосипедисты с этим соглашаются. Но на основных направлениях велодорожки в перспективе будут.

– Есть ли в городе необходимость строительства наземных переходов аналогичных возведенному на проспекте Гагарина?

– Наверное, есть необходимость создать такие переходы в районе Рогани, где Окружная магистраль разрезала город. Там есть разметка пешеходных переходов через окружную дорогу.  Но сейчас мы выходим из ситуации установкой дополнительных светофорных объектов в районе школ, хотя на магистралях непрерывного движения светофоры не рекомендуют устанавливать.

– Какие детальные планы территорий будут разработаны в 2013 году?

– С целью реализации решений генерального плана города мы планируем заказать детальные планы территорий, которые присоединили к городу Харькову.  Речь идет о территориях,  примыкающих к Салтовскому жилому массиву.

Материалы по теме