Герои рассказали, как освобождали Харьков (ФОТО)

ветераны Они добыли Победу...

В день 70-й годовщины освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков ветераны, воевавшие за город и на других фронтах, рассказали о своем великом подвиге.


Освободитель Харькова Зимонин Николай Степанович: «Кульминацией битвы на Курской дуге было Прохоровское сражение. Тогда мы потеряли около полутора тысяч танков, но немцы были разгромлены. Завершающим этапом Курской битвы стало освобождение города Харькова. То есть, ворота в Украину были открыты, и наши войска продвигались от Белгорода до Харькова примерно три недели. При взятии Белгорода я был ранен. После этого мы стали наступать на Харьков. Было несколько оборонительных полос, где были закопаны немецкие танки, которые могли в упор расстреливать наши танки и артиллерию. Было очень трудно, бои шли жесточайшие, и в них пали многие. Харьков освобождали три раза. За это время наша армия потеряла 200 тысяч человек, а в ходе битвы за Берлин – 300 тысяч. При взятии Белгорода я попал в 89-ю гвардейскую Белгородско-Харьковскую дивизию. Уже в шесть часов утра наш 270-й полк вступил в центр города и водрузил советское знамя на Госпроме. Остальные полки – 273-й и 277-й – вступили в город чуть позже. 273-й захватил Южную железную дорогу и продвигался по улице Светлова, а 277-й вошел на западные окраины города. При наступлении на Харьков меня контузило, и я попал в госпиталь. Далее была Румыния, Германия и Польша. Значение Курской битвы очень велико. Наверное, она самая главная, не считая Берлинской. Во время Курской битвы наша армия полностью захватила инициативу у немцев и после этого наступала до самого конца войны. Курская битва показала, что у немецкой армии сломлен хребет, и она уже больше не будет так сопротивляться».



Герой Советского Союза Пуртов Федор Петрович: «Я участник Курской битвы, которая стала переломным моментом в истории войны. Тогда мы поклялись, что не постоим за ценой этой победы. Это была солдатская клятва, и мы ее сдержали. После этого мы освободили многострадальный Харьков, затем всю остальную Украину, а потом и Европу. Я поздравляю всех харьковчан и особенно молодежь с этим великим праздником. Пусть наш Харьков, который мы освобождали ценой многих жизней, развивается и процветает».

Освободитель Харькова, гвардии полковник Зинченко Николай Андреевич, 89 лет:  «Я освобождал Харьков в составе мотострелковых войск. Первый раз в феврале 1943 года. Этобыло как раз в разгар Сталинградской битвы, когда фашисты создали большую группировку. Восточнее Харькова Гитлер сосредоточил самую мощную группировку, чтобы прорваться в Сталинград и освободить фельдмаршала Паулюса. Но Сталин дал жесткий приказ Рокоссовскому бросить туда свои резервы, и в  феврале фрицы в Сталинграде были разгромлены. Тогда Гитлер отправил своих солдат на север, и мы попали в плен. Когда образовалась Курская дуга, мы понесли большие потери, а потом легко освободили Харьков и успешно двинулись на юг и запад. Было тяжело, и я до сих пор не могу понять, как остался в живых. Несколько писем домой отсылали, что я пропал без вести. Но сумел выжить, выкрутился из такой жуткой обстановки. Потом еще участвовал в боях на шести фронтах. Прошел путь от ефрейтора до младшего лейтенанта».

Ветеран Великой Отечественной войны Пушкина Елена Антоновна, 88 лет:  «В Харькове я жила с шести лет. С первых дней войны пошла в обком красного креста, научилась оказывать помощь раненным. 28 августа 1941 года уехала на Западный фронт и попрощалась с Харьковом. В 1942 под Сталинградом меня тяжело ранило, а после выздоровления я решила пойти на поле боя, где погибали наши ребята. Попала я в медико-санитарный батальон, после чего была Курская дуга. Нас перевели в артиллерийский полк, где я была санинструктором. Так я прошла Курскую дугу, потом освобождение Белгорода, Киева, Западной Украины, Польши. Дошла до Берлина, где и закончилась война. В Харьков вернулась с боевыми наградами. Но мы воевали не за ордена и медали, а чтобы скорее Родину освободить. Когда победили, столько радости было! В сентябре 1945 года, когда я вернулась из Германии, увидела Харьков в руинах. На вокзале не было перрона, а дома были разрушены. Было страшно, конечно, на войне. Мы мучились, голодали, жили в землянках и не переодевались по три месяца. Страшные были условия. Но все-таки выжили. Молодость победила все. И до сих пор живу. Сейчас активно хожу по школам, рассказываю деткам правду о войне».

Тэги: харьков, освобождение, ветераны, война

Автор: Лилия Ангорская

Материалы по теме