Харьковскому авиазаводу подрезают крылья

Пока Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко презентует госбюджет-2009 и рассказывает, как правительство выведет авиастроение Украины из кризиса, Харьковский авиазавод не может рассчитаться с долгами по зарплате.


Итак, правительство увеличит в 2009 г. финансирования отрасти с 0,79 до 2,2 млрд грн. Также в новом бюджете предусмотрены 500 млн грн. на выполнение Государственной комплексной программы развития авиационной промышленности Украины до 2010 г. Говорится и о мерах по обеспечению серийного производства самолетов Ан-148, Ан-70, Ан-124-100. Но не все в отечественном авиастроении так однозначно.
 

Дело даже не в деньгах. Особенно это заметно на примере Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. Например, красноречив такой факт, о котором стараются не говорить: в последний год президентства Леонида Кучмы с заводского аэродрома взлетело 6 или 7 готовых самолетов. За всю каденцию Виктора Ющенко ХГАПП изготовил только несколько самолетокомплектов для заводов в Самаре и Иране.
 

Зато госпредприятием руководит уже четвертый директор: Науменко – Задорожный – Федак – Мялица. Сегодня Анатолию Мялице пришлось заморозить предыдущие долги по зарплате, чтобы как-то выплачивать текущую. На днях сотрудникам в честь дня завода выплатили 40% августовской зарплаты. Но все равно, сумма задолженности превышает 20 млн грн.
 

Естественно, в такой ситуации люди уходят, и очень скоро может получиться так, что собирать самолеты в Харькове будет некому. А тут еще заявление президента «Укравиапром» Валерия Шмарова о том, что «ХГАПП не способно выполнить контракт на поставку самолетов в Ливию».
Руководство предприятия, конечно, называет это заявление голословным, но на неофициальном уровне на заводе соглашаются, что ситуация с ливийским контрактом в подвешенном состоянии уже не первый год. На заводе, к слову, некому делать vip-салон Ан-74ТК-300. А заказать на стороне – нет средств.
 

Впрочем, в начале сентября депутаты (почему-то от фракции Литвина) инициировали законопроект, предусматривающий выделение ХГАПП 100 млн грн. из госбюджета 2008 г. Но при общей задолженности предприятия, которая исчисляется миллиардом, этих денег едва ли хватит на обслуживание кредитов.
 

Реальным шагом со стороны государства по спасению Харьковского авиазавода может стать не просто финансовая помощь, а размещение заказов, прежде всего, на производство Ан-140 для украинских авиакомпаний.
 

Но в словах Премьер-министра, этот самолет почему-то не упоминается. Продвижение же Ан-70 и Ан-124 в большей мере касается украинско-российского партнерства. А производством одних только центропланов для Ан-148 (ранее на ХГАПП собирали и крыло, но теперь его сборку забрал Киевский авиазавод) ситуацию на ХГАПП не исправить.
 

Почему Юлия Тимошенко не назвала Ан-140? Не разбирается в типах самолетов? Или потому, что самарский завод «Авиант» готовится самостоятельно собирать Ан-140 без харьковских комплектующих? Об этом россияне уже договорились с киевским АНТК им. Антонова. То есть, Харьков выстрадал освоение серийной сборки первых десяти Ан-140, гендиректор А. Мялица стал Героем Украины, но… Но теперь основная сборочная площадка самолета – а его потребность на рынке оценивается в 2 тыс. машин – может перекочевать в Россию.
 

В украинском небе этот самолет, выходит, не ждут. Подтверждение этому – заявление министра транспорта Иосифа Винского о том, что уже с октября на украинском рынке авиаперевозок появится арабская авиакомпания, затем британская. Арабы намерены приобрести 12 новых «Airbus». Еще 15 «Airbus» планирует приобрести авиакомпания «Wizz Air». Другими словами, ниша харьковского Ан-140 – перевозка пассажиров на расстояние 500–1500 км – при ненавязчивой поддержке правительства отдается иностранным компаниям и иностранной технике.

Что останется Харьковскому заводу после реализации этих планов? Предположить не сложно – огромный участок земли в центре города пустовать не будет.
 

Тэги: авиапром, хаз, бюджет

Автор: Виталий Алешин