Как нас дурят супермаркеты... Ловушки для доверчивых покупателей

Если вы ходите в супермаркет раз в неделю, и сумма в чеке каждый раз оказывается все больше и больше, это вовсе не значит, что во всем виноват кризис. Возможно, магазин «накалывает» вас.


Обмануть покупателя можно как вполне безобидными с точки зрения закона способами, так и не очень. С некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.

Специальная цена («особое предложение», «спецакция») — такая «завлекалочка» обычно располагается на самом видном месте на полке. Фокус в том, что эта цена часто распространяется лишь на один вид товара (скажем, только на апельсиновый сок или только на ярко-розовый лак для ногтей), в то время как на стенде представлено несколько вариантов. Соответственно, простимулированные покупатели кладут в корзину, не глядя, яблочный сок или темно-бордовый лак, которые на самом деле стоят в 2 раза дороже.
 

Лед вместо мяса. Внимательно осматривайте куски, покупая замороженные продукты, –зачастую половина рыбы или мяса на деле оказывается... льдом.

Вес упаковки. За последние 2–3 года многие упаковки круп, сахара, муки и т. д., которые десятилетиями весили 1 кг, «похудели» — теперь их вес составляет 900 или даже 850 г. При этом оформление упаковки – идентичное, и цена не снизилась.

Один по цене четырех. Обращайте внимание на товары, которые продаются блоками (йогурты, наборы печенья и т. д.), – на ценнике указывается цена за весь блок целиком (скажем, 1×4), а на кассе зачастую... умножается на 4!

Обвес. Возьмите за правило перепроверять вес расфасованных здесь же, в магазине, товаров (контрольные весы по закону должны быть везде!) – порой расхождение составляет от 50 до 200 г.  Эта «обманка» действует при продаже развесной еды – овощей, фруктов, сладостей, салатов. Указывается цена, но... за 100 г, а не за килограмм, как все привыкли. При этом вес «100 г» напечатан самым мелким шрифтом в уголке ценника. Формально — никто ничего не нарушил. Но у покупателя полное ощущение, что он покупает по данной цене килограмм.

«Особенно часто такой прием используется с дорогими продуктами, – делится секретом Алла Демидова, замруководителя отдела маркетинга одной из столичных розничных сетей. – Скажем, если килограмм мандаринов стоит 12 грн, пишем на ценнике стоимость килограмма, но если мандарины «заморские» и продаются по 120 грн/кг, то на ценник выносим, конечно, 12 грн, чтобы не пугать покупателей.

«Затерялся». Известный прием, пришедший в сети с Запада, – между двумя дешевыми товарами с ценниками располагается один дорогой товар, при этом – без ценника (либо он просто плохо виден).

«У покупателя срабатывает «правило ряда», — поясняет психолог Лидия Геворкян. – Ожидание, что в ряде сходных товаров и цена должна быть примерно одинаковой. Увы, это не так».

Лишняя кнопка. А эта «уловка» действует уже на кассе. Когда покупатель пробивает несколько одинаковых продуктов (скажем, три пакета молока), продавец будто бы случайно прокатывает штрихкод один лишний раз. Мало кто заметит, что в чеке напротив позиции «молоко» появилась цифра 4 вместо 3.

Что делать в таких случаях?
Отвечает Илья Краснов, юрист по защите прав потребителей:

Если цена на кассе отличается от обещанной ценником, не молчите! Согласно закону «О защите прав потребителей», продавец должен продать вам товар по цене, указанной на ценнике, даже если она ниже реальной. В таком случае сфотографируйте ценник (иначе после скандала его могут сразу убрать или заменить) и требуйте администратора. Он обязан разрешить ситуацию – продать вам товар дешевле или компенсировать разницу, в худшем случае – вернуть вам деньги и забрать товар.

Если нет – пишите жалобу в двух экземплярах на имя директора магазина. Если вы уже купили товар, приложите чек и снимок – пусть будет видно, что цена различается.

Однако в случаях, когда вы сами не заметили какую-то информацию на ценнике (мелкое указание на 100 г, условия специальной акции и т. д.), магазин юридически считается невиновным – просто будьте внимательны.

 

Тэги: потребитель, обман, супермаркет, кризис

По материалам: Источник: АиФ

Материалы по теме

Молочные продукты все чаще попадают в ряд фальсификатов. Как выяснила экспертиза, пальмовый жир уже добавляют не только в масло и сметану, но даже в обычное молоко средней степени жирности.