Бартер по-русски: за ремонт туалета преподаватель английского должен 8 уроков

бартер В 90-х годах утюги меняли на продукты, а теперь в ход пошли высокие технологии

В Россию возвращается казалось бы забытое понятие – бартер. Финансовый кризис вынудил граждан обратиться к натуральному обмену.


В Интернете появились электронные биржи, где автоматически выстраиваются обменные цепочки с участием десятков предприятий.

Еще пару недель назад эти люди были незнакомы, а теперь ходят друг к другу в гости по «бартерному» расписанию. Илья, Катерина и Татьяна познакомились в Интернете по объявлению. Таня искала мастеров, чтобы отремонтировать туалет. А Илья и Катя – преподавателя английского, чтобы подучить язык. Интересы сошлись. Теперь раз в неделю ребята встречаются и расплачиваются друг с другом своими знаниями и умениями. Ремонт туалета обойдется молодому преподавателю английского – в 8 уроков.
 

«Давно не могли сделать ремонт. Но недавно я услышала про систему бартера. И подумала, что я могу предложить? Решила воспользоваться своим опытом преподавания», – рассказывает преподаватель английского языка Татьяна Мацнева. «Даже вопросов не было. Нас все устроило. Английский нужен для работы. Мы работаем в иностранной компании», – говорит строитель Илья Круглов. Преподаватель английского и строитель нашли друг друга благодаря Авторадио. Его рубрика «Бюро добрых услуг» через сайт и в прямом эфире знакомит тех, кому есть, чем поменяться.

Вы печете торты, а вам хочется новую прическу? Вы умеете профессионально фотографировать, а вам нужна помощь в сборке нового шкафа? Радийное «сводничество» – пример элементарной бартерной схемы, столь популярной в России в 90-х годах. Понятие из прошлого – «бартер» – вернулось. И первым делом пришло в Интернет. Информационная паутина буквально пестрит специализированными ресурсами. В ответ на слово «бартер» поисковик выдает сотни сайтов по теме, «закрытых клубов» с уникальными условиями, оптовых баз, готовых обменять машины на носки, и прочих заманчивых предложений. Причем почти все эти страницы появились в сети в последние месяцы.
 

Бартер XXI века высокотехнологичен: посредники – компьютеры с базами данных. И охватывает он не столько индивидуальных клиентов, сколько бизнес. Новомодные сайты предлагают предприятиям через схемы обмена решить проблему отсутствия «живых» денег. У компании толком нет даже офиса, и сотрудников – всего двое. Зато на сайте с громким названием «Всероссийская система товарного обмена» уже зарегистрировано около 700 организаций, тех, кто готов менять, к примеру, дерево на металл или автомобили на станки. «Уже сейчас люди зарабатывают на этой системе и получают прибыль. Очень важно, что в условиях кризиса у нас работает неликвидный товар. И мы думаем, что это не максимум», – убежден генеральный директор интернет-системы товарного обмена Анатолий Абаджан.

Пока цепочки обмена простые: ты – мне, я – тебе, с участием двух заинтересованных компаний. Однако со временем, убеждены сотрудники бартерного интернет-сайта, система обмена будет лишь разрастаться и станет многоступенчатой. Уже через месяц в компании прогнозируют, что количество участников бартерных схем увеличится, как минимум, в 4 раза – до нескольких тысяч. И это лишь один из действующих в сети ресурсов.

Как выглядит схема работы интернет-биржи? Предприятие оставляет в компьютерной системе заявку, где указывает, какой товар ему нужен и что оно может предложить взамен - деньги, другой товар или долги клиентов. Специальная программа автоматически строит цепочку обмена и рассылает ее всем участникам, которые сами договариваются о сделке. Электронная биржа получает «свое» – несколько процентов от сделки.

Активнее всех в процессе в настоящее время участвует строительный сектор. Строители расплачиваются с подрядчиками и поставщиками материалов «живыми» квадратными метрами. Объемы бартерных сделок растут с каждым месяцем. Бартер в строительстве сейчас называют «спасительным кругом». Без него рынок замер бы вовсе. Однако круг этот – совсем ненадежный. «Это вынужденная мера. У нас есть ответственность перед инвесторами. Однако бартером не рассчитаешься с долгами по бюджету, с сотрудниками», – говорит Владимир Мартыненков, президент группы компаний «Метаприбор».

Главная опасность бартера в том, что он не заплатит налоги и не выдаст зарплату. Кроме того, бартер будет способствовать дальнейшему росту неплатежей на предприятиях, которые уже сейчас бьют все рекорды. Наличных нет. Предпринимательский опрос в этой области ежегодно проводит Институт экономики переходного периода. «По нашим данным, сейчас неплатежи мешают уже 40% предприятий. Тогда как в октябре таких было лишь 20 %, а год назад – за весь период всего 10%», – констатирует факты Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода.

Из-за отсутствия «живых» денег на предприятиях растет задолженность по зарплате. С сотрудниками расплачиваются товарами. Мясом, молоком, стиральным порошком. Однако эксперты считают, что объемов 90-х годов натуральный обмен в России сегодня вряд ли достигнет. «Кризис длится еще только 4 месяца. Хорошо, что объем денежных суррогатов не достигнет объемов 90-х, когда вся система рухнула. Главная опасность в том, что расплата товарами, в первую очередь, является нарушением нормального денежного обращения. Такого больше нигде в мире не происходит. И до бесконечности платить зарплату продуктами невозможно. Это диспропорция», – убежден Евгений Гавриленков, главный экономист ИК «Тройка Диалог».

Экономисты прогнозируют, что бартер отойдет на второй план, как только кредиты станут доступнее, а инфляция стабилизируется и снизится. Однако экстремисты интернет-обмена считают, что лет через 10 абсолютно вся торговля между предприятиями станет бартерной. Интернет сделает свое дело. Но и те и другие сходятся в том, что сейчас бартер, в первую очередь, показатель того, что экономика жива в принципе. И ищет все возможные выходы из кризиса.

 

Тэги: бартер, интернет, кризис

По материалам: Источник: Вестей