Денег на квартиры у харьковчан стало в 10 раз меньше

Платежеспособный спрос на рынке первичного жилья Харькова в 2009 году уменьшился как минимум в 10 раз, рассказывают строители.


По данным ИСК «Авантаж», Харьков насчитывает 575 тысяч домохозяйств. В 2008 году не менее 20% из них имели доход, позволяющий купить квартиру в новостройке за счет собственных сбережений, рассрочки платежей или кредита.

В 2009 году же лишь 2% горожан имеют необходимые средства для покупки жилья. Это – 11 500 домохозяйств, из которых лишь пятая часть предпочитает приобрести квартиру в многоэтажной новостройке, тогда как остальные – выбирают покупку на вторичном рынке или строительство частного дома, сообщают аналитики.

Тем не менее, строители уверяют: даже при таком мизерном спросе есть дефицит.

«Спрос может быть предъявлен лишь на 2300 квартир в новостройках. При средней площади квартир в 100 кв. м. платежеспособный спрос в 2009 году составляет 230 000 кв. м. Однако и он предъявлен не на все предложение, а лишь на ограниченную его часть – уже построенное и/или сданное в эксплуатацию жилье. А количество такого жилья не превышает 10% от всего предложения на рынке – то есть 60–70 тыс. кв. м. Следовательно, даже в период кризиса мы наблюдаем дефицит ликвидного предложения», – заявила руководитель маркетинговой службы компании Валерия Гулевская.

Экономический кризис отразился на доходах населения, многократно снизив платежеспособность потенциальных клиентов. Наиболее уязвимым оказался сегмент эконом жилья. Несмотря на то, что цены на жилье эконом класса еще в декабре 2008 года упали на 40-45%, спрос здесь уменьшился на 90%, отмечают маркетологи.

Другие же сегменты рынка оказались более кризисоустойчивыми. Цены на жилье бизнес класса в гривневом эквиваленте даже выросли к концу 2009 г., а на премиум жилье снизились не больше чем на 15%. Целевая аудитория этих сегментов тоже несколько сократилась, но не настолько значительно, как в эконом сегменте.

В результате, к концу 2009 г рынок практически вернулся к своим характеристикам 2004 года, когда покупателями была узкая группа (не больше, чем 0.5-1% от всего населения) достаточно высоких социальных слоев, предъявляющая платежеспособный спрос на качественное жилье класса бизнес и премиум.

«Если в начале 2008 г, по нашим оценкам, процентное соотношение целевой аудитории эконом/бизнес/премиум классов составляло 50%/30%/20%, то в конце 2009 г – 20%/60%/20%. И долю эконом класса в 20% можно расценивать как остаточный спрос, который без кредитной подпитки будет лишь уменьшаться», – отметила В. Гулевская.

Ранее маркетологи сообщали: к декабрю 2009 года объем предложения на рынке первичной жилой недвижимости Харькова сократился на 40% по сравнению с предложением 2008 года.

Тем временем Кабмин Ю. Тимошенко вразрез с законом отобрал у местных властей право распределять бесплатные квартиры. Муниципалитет Харькова опасается, что это нарушит законные права первоочередников на квартиры.

Ранее строители неоднократно завляли, что новых квартир становится на рынке все меньше.
 

Тэги: кредит, жилье, квартира

Автор: Николай Кузнецов

Материалы по теме