Подарит ли запрет секонд-хенда вторую жизнь легкой промышленности Украины (мнение экспертов)

секонд-хенд Секонд-хенд под угрозой запрета

Правительство Украины намерено запретить ввоз в Украину товаров, бывших в употреблении (секонд-хенд).


Основной причиной данной меры являются «теневые» схемы ввоза дешевой импортной продукции под видом секонд-хенда на фоне сокращения объемов выпуска отечественных товаров. Представители легпрома хоть и не считают секонд-хенд серьезным конкурентом отрасли, все же положительно высказываются за его запрет, но при этом сознаются – основной проблемой является коррупция, порождающая непрозрачные схемы импорта.

Запрет ради развития

Премьер-министр Украины Николай Азаров, презентуя проект нового Налогового кодекса, сообщил, что документом на пять лет будет введена нулевая ставка налога на прибыль для легкой промышленности, однако при этом с 1 января 2011 года будет прекращен ввоз в Украину товаров секонд-хенд.

Инициатива запрета ввоза секонд-хенда первоначально исходила от представителей отечественной легкой промышленности.

Наряду с помехами для развития легкой промышленности, в Госкомпредпринимательства также обеспокоены санитарным аспектом данного вопроса: чиновники подчеркивают, что присутствие значительных объемов товаров группы секонд-хенд на территории Украины несет угрозу для жизни и здоровья населения Украины через риск распространения опасных инфекций.

Товары секонд-хенд при ввозе в Украину, по словам президента Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Валентины Изовит, практически не проверяются на соблюдение гигиенических и санитарных норм: «Здесь (в Украине, – ред.) ничего не проверяется. А мы знаем, что все это (секонд-хенд, – ред.) обрабатывается там формальдегидом, формалинами, которые вредны для здоровья человека, – заявляет В.Изовит.

Народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина однако считает, что намерение ввести запрет на импорт в Украину секонд-хенда, которое было заявлено при представлении проекта нового Налогового кодекса, является «не более, чем презентацией мнения Премьер-министра и отдельных политиков».

«Текста документа, который мог бы называться проектом Налогового кодекса от правительства, нет. Какие-либо заявления Премьер-министра от имени правительства можно делать только тогда, когда в правительстве документ рассмотрен и одобрен Кабинетом министров – тогда это официальная информация», – заверила народный депутат.

Главный «враг» легпрома

Динамика ввоза секонд-хенда в Украину придерживается в последние годы повышательной тенденции. Так, в 2002 году в Украину официально было завезено данного вида товара 56 тыс. тонн, в 2007 г. – 77 тыс. тонн, в 2008 году – 91,1 тыс. тонн, в прошлом 2009 году – 71,5 тыс. т (на сумму $57 млн.), и за первое полугодие 2010 года объем его импорта достиг 39,6 тыс. тонн (на сумму $39,3 млн.).

Ежегодно в Украину ввозится товаров секонд-хенд по 2 кг на каждого жителя Украины, в то время как украинская легкая промышленность умирает, отмечает глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. Таким образом, запрет импорта секонд-хенда и налоговые преференции легпрому на ближайшие пять лет должны, по мнению М.Бродского, облегчить восстановление отечественной легкой промышленности.

Основную конкуренцию легпрому составляет не секонд-хенд, а дешевые китайские товары, завозимые в Украину без уплаты пошлин, в том числе под видом секонд-хенда, – убеждена Анна Таббах, адвокат общественной организации «Киевская ассоциация секонд-хенд».

Нередко беспошлинно, под видом секонд-хенда завозится новая брендированная продукция, которая потом продается по высокой цене, сообщает Александр Соколовский, президент Всеукраинского объединения областных организаций работодателей легкой промышленности. При этом А.Соколовский соглашается с тем, что только запрет секонд-хенда не спасет легкую промышленность.

Генеральный директор «Arber Group» (сеть магазинов одежды «Arber») Вадим Золотаревский полагает, что запрет секонд-хенда в некоторой степени пойдет на пользу отрасли, так как данный вид товара лишь отвлекает спрос и бюджет потребителя. Однако такой запрет не решит основных проблем украинского легпрома.

Главные проблемы отрасли, согласно В.Золотаревскому, находятся в другой плоскости. Так, лишь очень незначительная часть украинских швейных предприятий развила каналы дистрибуции своей продукции – или через свою розничную сеть, или через эффективные каналы оптовых продаж, что, по его словам, является основой для успешной работы на рынке. А если каналы сбыта и есть, то для этого необходимо создавать свои коллекции, например одежды, или предлагать актуальный, востребованный ассортимент по приемлемой цене.

Кроме того, необеспеченность собственным сырьем делает себестоимость продукции высокой, а удельный вес постоянных затрат, вследствие устаревшей системы управления предприятиями, слишком значителен.

Реальным же препятствием развития отечественного легпрома, по убеждению К.Ляпиной, является коррупция, прежде всего в таможенных органах, позволяющая ввозить товары через «черные» и «серые» схемы. «Методов, каким образом прекратить «серый» и «черный» импорт, более чем достаточно, – считает нардеп. – Чего не хватает, так это желания отказаться от огромнейших взяток».

Потери бюджета

Реализация секонд-хенда может быть чрезвычайно прибыльной деятельностью для частных предпринимателей, большинство из которых зарегистрированы на едином налоге, говорят представители легпрома, однако она не приносит всех возможных доходов в госбюджет, так как, по данным Госкомпредпринимательства, 80% секонд-хенда ввозится в качестве гуманитарной помощи без уплаты таможенных платежей.

Из-за недопоступления средств от «серого» импорта товаров легпрома, госбюджет ежегодно теряет от 20 до 30 млрд грн, так как 90% продаж отрасли находятся «в тени», оценил А.Соколовский. По его данным, ежегодный объем торговли товаров легпрома (только одежды) составляет порядка 50 млрд грн в год, в то время как официально (через кассу) продается на сумму всего лишь $500 млн. (около 4 млрд.грн.).

При легальном импорте товаров секонд-хенд с целью свободного обращения на территории Украины, в частности, продажи, платится ввозная пошлина согласно таможенному тарифу по ставке 5.3% таможенной стоимости и налог на добавленную стоимость по ставке 20%.

Однако А.Соколовский заявляет, что на сегодня секонд-хенд завозится в Украину с 10-15 кратным занижением таможенной стоимости: по 20-30 центов за кг, при том, что реальная стоимость в среднем составляет $3-6/кг.

Согласно информации одного из импортеров товаров секонд-хенд в Украину, в зависимости от качества продукция делится на сорта. Товары сортов «cream» (отборная современная одежда, без брака, без видимых следов износа, содержит приличный процент новых вещей) и «lux» (современная одежда, без износа, без брака, содержит приличный процент новых вещей) являются наиболее ценными. Так, например, секонд-хенд сорта «cream» в Украине для мелкооптовых реализаторов продается по 11 евро за 10 кг, сорта «lux» – по 6 евро за 12 кг.

Такое положение вещей мало радует украинских производителей легкой промышленности, в связи с чем они предлагают различные меры по ограничению импорта секонд-хенда. «Если бы ввели хотя бы 1,5 евро за 1 кг секонд-хенда, то это наполнило бы бюджет на $170-180 млн. (в год, – ред.)», – подсчитал А.Соколовский.

Вместе с тем, ограничение ввоза в Украину секонд-хенда с помощью тарифных мер, по мнению К.Ляпиной, противоречит обязательствам, взятым Украиной при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Мы являемся членом ВТО, и это влечет за собой определенные обязательства относительно ограничения пошлин, и мы не можем их поднимать выше установленных нашими договорами категорий. Поэтому, собственно, говорить о каком-то существенном повышении пошлин мы не можем», – отметила народный депутат.

С другой стороны, введение дорогостоящего лицензирования на импорт и продажу секонд-хенда, считает президент Всеукраинского объединения областных организаций работодателей легкой промышленности, значительно повысило бы ответственность операторов данного рынка. В данном случае страх потери лицензии не позволил бы им завозить под видом секонд-хенда какую-либо другую продукцию, а также нарушать санитарно-эпидемиологические нормы.

Тэги: секонд-хенд, кабмин, запрет

По материалам: biz.liga.net

Материалы по теме