Что получит Украина от приватизации Укртелекома (Эксперты)

телефонная будка Главные доходы связистов – от интернета и мобильных услуг. Но приходится содержать и таксофоны, и телеграф

С переходом «Укртелекома» к новому собственнику уйдет в прошлое целая эпоха развития украинской отрасли связи, и участники рынка будут играть по новым правилам


Государство в очередной раз собирается продать «Укртелеком». И вероятность приватизации крупнейшего оператора проводной связи страны в этот раз очень высокая – Кабмину необходимо срочно спасать бюджет.

В «Укртелекоме» государству принадлежит 92.79% акций. Выставив эту долю на продажу, правительство собирается выручить не менее 10.,5 млрд. грн. (хотя до этого оценки стоимости компании достигали 12 млрд.).

Об этом официально было заявлено 12 октября, тогда же стали известны и условия приватизации компании, согласно которым «Укртелекомом» не может владеть компания, в которой 25% или более принад¬лежит какому-либо государству.

Это отсекает участие в торгах таких крупных европейских компаний, как France Telecom, «Ростелеком», Deutsche Telecom и норвежская Telenor. И значительно увеличивает шансы российской АФК «Система» (ей принадлежит мобильный оператор МТС) и СКМ Рината Ахметова (владеет около 46% украинского сотового оператора life:) и оператором фиксированной связи Vega), которые ранее проявляли интерес к покупке. «Укртелеком» может стать важным подспорьем для их украинских телеком-активов – в комплексе они способны больше и зарабатывать, и влиять на конкурентов. И, что немаловажно, отлично знакомы с реалиями украинского рынка.
Будущее лицензии

Согласно условиям Кабмина, «Укртелеком» должен будет продолжать предоставление малоприбыльных услуг вроде телеграфа и радиоточек. Но очевидно, что новый собственник сосредоточится на самых доходных сервисах: мобильном и проводном скоростном доступе в интернет. Сейчас госкомпания является самым большим интернет-провайдером в стране – у нее более миллиона абонентов.

А главный актив, которым ныне владеет госкорпорация, – это лицензия на использование UMTS-технологии, необходимой для внедрения 3G-связи. Если или «Система», или СКМ станет собственником этого ценнейшего ресурса, то наверняка сумеет им распорядиться лучше, чем прежний владелец. «Укртелеком» не слишком преуспел в предоставлении мобильных услуг: на создание Utel госкомпания потратила 1,4 млрд. грн., но к началу 2010 г., по словам бывшего главы Госадминистрации связи Николая Гончара, получила от него доход всего в 145 млн. грн.

Сейчас все прочие участники рынка вынуждены предоставлять услуги мобильного интернета на базе менее распространенных технологий (CDMA, WiMAX). После приватизации государство, скорее всего, ускорит выдачу лицензии на UMTS другим компаниям. Придерживать их уже не будет смысла, зато можно еще пополнить госбюджет. Но все равно на развертывание собственных 3G-сетей уйдут месяцы, и у нового владельца «Укртелекома» будет солидное конкурентное преимущество.

Вне зависимости от того, кто завладеет «Укртелекомом», остальные участники рынка проявляют одинаковое беспокойство. «Абсолютно все операторы зависят от того, как будет проходить приватизация монополиста и как он поведет себя в дальнейшем», – говорит гендиректор компании «Датагруп» Александр Данченко.

Ценность «Укртелекома» для рынка и для страны состоит в том, что он обслуживает около 80% всех стационарных телефонов в Украине.

Это позволяет компании влиять на цену, которую операторы связи платят за звонки своих клиентов абонентам других компаний. Например, в свое время государство определило, что минута звонка на сеть госмонополиста должна обходиться операторам в 25 копеек.

А мобильные операторы установили стоимость дозвона к своим абонентам на уровне 50 копеек. Таким образом, «Укртелеком» зарабатывал все меньше, а сотовые операторы все больше.

Но в конце 2008 г. «Укртелеком» отказался подписывать договоры о взаимосоединениях на следующий год. Демарш поставил частных операторов в тупик и грозил разрывом сетей – абоненты разных компаний могли не дозвониться друг другу.

В результате государство принялось менять условия на более выгодные для «Укртелекома». Дальнейшее изменение этих тарифов – в числе ключевых вопросов, за которые может взяться новый собственник госкорпорации.

Еще одним важным инструментом давления «Укртелекома» на частные компании является кабельная канализация электросвязи – сеть из подземных каналов, по которым операторы прокладывают свои.

Свою инфраструктуру строить слишком дорого, да и зачастую невозможно, поэтому частные компании арендуют «место в трубе» у монополиста. Это позволяет «Укртелекому» ослаблять своих конкурентов, поднимая цены на аренду, а то и вовсе отказывая в ней.

Во многом действия «Укртелекома» объясняются его социальной нагрузкой. Сейчас он обязан предоставлять такие устаревшие услуги, как телеграф, проводное радио, и поддерживать уже малоиспользуемую сеть таксофонов. Но самой болезненной проблемой для оператора стала сельская связь.

Несмотря на убыточность предприятия, Дзекон уже шесть лет руководит компанией, его называют одним из лучших менеджеров отрасли, ее «серым кардиналом».

Менялись правительства и их планы на «Укртелеком», но его руководитель оставался на посту, умея быть нужным всем премьер-министрам и расправляться с оппонентами.

Так, в феврале нынешнего года глава Госадминистрации связи Николай Гончар попытался сместить Дзекона. Чиновник публично обвинил топ-менеджера в том, что в «Укртелекоме» тот преследовал собственные интересы и намеренно доводил компанию до банкротства. Но Дзекон сумел договориться и с уходящим правительством Тимошенко, и с пришедшим ему на смену Кабмином Азарова. Поста лишился сам Гончар.

Надо признать, что государство прилагает усилия для ослабления влияния монополиста на рынок и передает все больше полномочий регулятору рынка – Национальной комиссии регулирования связи (НКРС). Сейчас парламент рассматривает два важных законопроекта для дальнейшего обеспечения конкуренции в этой отрасли: о регулировании тарифов на пользование кабельной канализацией и об определении существенной рыночной доли (последний даст возможность ограничивать антиконкурентную деятельность операторов).

«Оба они уже приняты в первом чтении и, вероятно, до конца года будут приняты окончательно», – говорит член НКРС Надежда Кострыба.

А вот предлагаемый способ избавить «Укртелеком» от социального бремени вызывает у операторов связи бурный протест – он неизбежно повлечет повышение стоимости услуг для пользователей. Дело в том, что компенсировать убытки от предоставления услуг сельской связи государство предлагает с помощью Фонда универсальных услуг, который будет наполняться за счет надбавки к тарифам операторов (подобно тому, как за услуги мобильной связи нужно дополнительно платить 7,5% в Пенсионный фонд).

Представители частных операторов жестко критикуют идею развивать фиксированную связь в селах, где и так почти все пользуются сотовыми телефонами. И соглашаются, что такой фонд повысит инвестиционную привлекательность «Укртелекома», но снизит привлекательность самого рынка. «Неправильно решать эту проблему за счет наших абонентов», – считает директор департамента регуляторно-правового обеспечения компании «Киевстар» Андрей Осадчук.

«Государство идет в правильном направлении, пытаясь улучшить регуляторное поле. Но в процессе подготовки к продаже «Укртелекома» важно не наломать в спешке дров и не зарегулировать этот рынок сверх разумной нормы», – подчеркивает гендиректор «МТС Украина» Андрей Дубовсков.

Тем не менее спешить государству придется. Чтобы не дать новому собственнику воспользоваться существующим положением «Укртелекома». Соблазн к нему прибегнуть у инвесторов, несомненно, будет – только так удастся компенсировать все расходы на выполнение условий покупки гиганта. Среди них обязательства продолжать содержать всю стационарную телефонию, существенное сокращение штата и выплата пособий уволенным сотрудникам, ну и, конечно, модернизация всего предприятия.

Напомним, 24 марта председатель ФГИУ Александр Рябченко сообщил, что в текущем году планируется продажа 67% акций «Укртелекома» не меньше чем за 7 млрд грн.

2 августа председатель Фонда государственного имущества Украины Александр Рябченко сообщил, что  начальная стоимость приватизируемого госпакета акций «Укртелекома»   может составить около 12 млрд. грн.


 

Материалы по теме