Какой налоговый кодекс нужен стране? Мнения экспертов

Какой налоговый кодекс нужен стране? Мнения экспертов Какой налоговый кодекс нужен стране? Мнения экспертов

Какая налоговая реформа ожидает Украину, каким будет ее бюджет 2016 года, специалистам трудно ответить, но они знают одно, - все идет по закономерному сценарию - важные для государства документы депутаты, как и в прошлый раз, наверное, примут перед Новым годом в авральном режиме и без нормальных обсуждений, опять будет кот в мешке.


Об этом во время утреннего шоу «Велика країна» сообщил журналист Сергей Сулима в разговоре с экспертами налоговой сферы. По его словам, до Нового года остался месяц и за этот период парламент должен принять новый Налоговый кодекс и Бюджет 2016.

«Министр финансов Наталья Яресько заявила, что новый бюджет обязательно должен быть разработан на основе новой налоговой системы. Есть два проекта налогового кодекса: один Правительственный, условное название «Все по 20», и второй написан группой под руководством депутата Южаниной», - подчеркнул Сулима.

Но вот дилемма, какой налоговый кодекс избрать, если один вариант от Минфина предусматривает дефицит 60 млрд гривен, а второй - 200 млрд гривен. Ну что самое интересное, убежден Сергей Сулима, что ни один из авторов этих законопроектов пока не в состоянии объяснить, как именно покрывать этот огромный дефицит.

Есть, правда, и третий вариант налоговых изменений, где учтена часть предложений от проекта Южаниной, однако его на рассмотрение депутатам еще не давали, заверил Сулима. Поэтому можно сделать вывод, сообщил журналист, «что все идет по закономерному сценарию - важные для страны документы примут перед Новым годом в авральном режиме и без нормальных обсуждений. Опять будет кот в мешке».

В том, что существует вероятность принятия и бюджета, и налогового кодекса впопыхах, уверен и эксперт в этом вопросе, руководитель Секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

«Проблема в том, что нет окончательного готового варианта законопроекта, который бы депутаты могли уже принять. Тот, который был разработан Минфином, был создан в режиме засекреченности, даже не все министры видели его. Есть законопроект №3357, и есть другие альтернативы, но конкретного законопроекта нет», - заверил Забловский.

О том, что единственного конкретного и готового законопроекта, в который не надо было бы вносить изменения, нет, утверждает и Александр Чумак, президент Ассоциации частных работодателей.

«Существует только один проект налоговой реформы - это №3357, потому что тот, который Правительственный, мы видели его только в слайдах, в презентации, и какой вид он имеет в бумажном виде, никто не знает, потому все обсуждают законопроект №3357. Конечно, у нас тоже есть к нему претензии, но самое главное, что у нас есть диалог с его разработчиками, и уже по некоторым данным, дефицит, согласно этому законопроекту, в бюджете не 200 млрд грн., а 100 млрд. Но давайте вспомним, что 11 января 2014 года Яценюк обещал, что за два года на 10% будут снижены расходы на государственный аппарат. Именно благодаря этому снижению мы можем покрыть ту дыру, которая может возникнуть в бюджете.».

По словам Андрея Забловского, руководителя Секретариата Совета предпринимателей при Кабмине, все будет зависеть от того, достигнут ли в течение этой недели правительственные чиновники и депутаты компромисса в этом вопросе. «То есть, если на этой неделе решения относительно бюджета не примут, то мы опять будем иметь под елку новогодний «сюрприз» в виде не принятого важного финансового документа страны», - убежден эксперт.

Если же сравнить эти две концепции налоговой реформы, говорят эксперты, то более пригодным для внедрения в жизнь является законопроект Южаниной №3357, это прежде всего чувствуется в процентах налога на прибыль, подчеркнул Александр Чумак. «Если совсем коротко пробежаться. Сравнительные цифры таковы. Проект Яресько предлагает налог на прибыль 20%, проект Южаниной 15% с неразделенной прибыли. Налог на доходы физических лиц - проект Яресько предлагает – 20%, проект Южаниной – 10% налог на доходы физических лиц и ЕСВ – 20%, НДС - закон Яресько -20%, проект Южаниной – 15% . И что самое важное - это упрощенная система налогообложения. Согласно проекту Кабмина, предлагается запретить быть на упрощенной системе налогообложения физлицам, что уже сильно ограничит возможность малого и среднего бизнеса работать в упрощенной системе налогообложения. На сегодняшний день мне приемлем законопроект №3357, его надо обсуждать и вносить поправки в онлайн-режиме. Создан специальный сайт, где каждый предприниматель-специалист может зайти и сделать свои поправки, что позволяет сделать процесс прозрачным», - сообщил Чумак.

По данным опросов бизнесменов в соцсетях, рассказал Александр Чумак, только 2% бизнеса считает, что этот состав Кабмина в состоянии провести налоговую реформу, которой будет доверять бизнес. «А это на сегодня является очень серьезным и важным индикатором. Проект №3357 - это фактически либеральная налоговая реформа, которая позволяет уменьшить давление на малый бизнес, который позволит вывести бизнес из тени, провести детенизацию. Часть бюджетной дыры (то есть дефицит в 100 млрд) будет закрыт тем, что бизнес выйдет из тени. Понятно, этого не случится через день, через два, но если у бизнеса будет доверие к государству, то бизнес будет выходить из тени, платить налоги, и бюджетная дыра будет закрыта», - рассказал Чумак.

Но как жить стране, пока детенизация не произошла? Что нужно для того, чтобы это случилось? На эти вопросы эксперты однозначно отвечают, - для этого надо увеличивать ВВП, дабы в дальнейшем приблизить дефицит бюджета к нулю, а еще надо привлекать к проведению налоговой реформы волонтеров, которые должны прийти к власти, поскольку старые кадры в налоговой службе ничего существенного сделать не могут; кроме того, надо кардинально уменьшить количество контролирующих органов и проверок, которые не дают бизнесу развиваться и держат его (потому что им так выгодно) в тени.

Следовательно, резюмируют эксперты, дабы налоговая реформа в Украине заработала с 1 января 2017 года, нужно, чтобы бюджет был бездефицитным, налоговая система либеральной и не коррумпированной. Только от этих трех факторов, уверены специалисты, зависит будущее украинской экономики.

 

Материалы по теме