Ученые нашли пригодную для жизни планету

17.05.2011
Обнаружена планета, пригодная для жизни

//segodnya.ua

Моделирование одной из ближайших экзопланет показало, что на ее поверхности могут существовать водяные океаны, а в атмосфере — облака и осадки.

Звезда Глизе-581, расположенная в 20 световых годах от нас, приносила сенсации уже не раз. Четыре года назад у нее впервые была найдена планета земного типа (Gliese 581 c) в обитаемой зоне.

Наконец, прошлой осенью планетарная система Глизе-581 пополнилась планетами с индексами f и g. Причем последняя попала точно в центр так называемой "зоны Златовласки", то есть зоны обитаемости (c и d красуются на ее краях).

Gliese 581 d весит как семь Земель, а по размеру крупнее нашей планеты примерно вдвое. Так что сила тяжести на его поверхности составляет 1,75 от земной.

Ученые из французского Национального центра научных исследований (CNRS) и института Лапласа (Institut Pierre Simon Laplace) использовали детальную модель климата, в которую можно было вносить широкий спектр начальных условий, чтобы выяснить — что же происходит на поверхности планеты d.

Как информирует ScienceDaily, модель французов воспроизвела атмосферу планеты и ее поверхность в трех измерениях.

К удивлению авторов оказалось, что при определенной концентрации углекислого газа (весьма вероятной для этого мира) планета d не только избегает замораживания, но и обеспечивает приличные условия для жизни. При этом циркуляция атмосферы обеспечивает хорошее перераспределение энергии между дневным и ночным полушарием и выравнивание их температур.

Средняя глобальная температура на Gliese 581 d — выше нуля по Цельсию.

Ключом к защите от глобального оледенения и краха атмосферы оказалось не только присутствие парникового газа, но и спектр звезды. В нем велика доля красных лучей. Больше, чем, к примеру, в солнечном свете. А такие волны эффективно проникают сквозь толстую атмосферу, нагревая поверхность далекого мира.

Еще ученые выявили, что на большой высоте в атмосфере планеты d существуют облака из сухого льда. И пусть это всего лишь моделирование, но оно настолько детальное, что французы смело называют Gliese 581 d первой сверхземлей с подтвержденным нахождением в обитаемой зоне.

Из-за различных по составу облаков даже на освещенной стороне этого небесного тела царит красноватый сумрак. Неподвижное светило в небе и повышенная гравитация добавляют Gliese 581 d своеобразного шарма. И все же нужно признать, этот мир куда ближе к нашему собственному по условиям, чем какой-либо другой.

Открытие французов повышает шанс на существование жизни если не на этой планете, то где-нибудь еще в Галактике. Авторы численного эксперимента надеются, что новые наблюдения при помощи телескопов помогут получить фактические данные об атмосфере Gliese 581 d и убедиться в правоте компьютерных моделей.

Источник: segodnya.ua