Каким будет будущее железнодорожных перевозок в Украине: социальные последствия реформы

В Харькове реформу обсудят в начале августа В Харькове реформу обсудят в начале августа

Новая редакция закона Украины про железнодорожный транспорт - девятая попытка реформирования отрасли железнодорожных перевозок. Реформа коснется структуры «Укрзализницы», форм собственности подвижного состава и правил ведения перевозок.


В соответствии с новой редакцией,  в монопольной государственной собственности остается инфраструктура путей и объектов обеспечения перевозок, а услуги перевозчика формируются открытым рыночным путем. Уже в сентябре планируется превращение «Укрзализницы» в акционерную компанию.

Для привлечения частных операторов перевозок и инициирования вложения инвестиций в реконструкцию инфраструктуры изменению подвергнется модель формирования стоимости услуг.

По новым правилам государство за пользование путями и объектами будет взимать плату с перевозчика по единым тарифам. Тариф на пользование путями будет состоять из стоимости поддержания инфраструктуры и инвестиции в развитие отрасли. Стоимость перевозок будет формироваться на конкурентной рыночной основе, но, скорее всего, вырастет в 2-3 раза по сравнению с существующей ценой перевозки.

«Для внедрения данной реформы очень болезненным является социальный вопрос. Сегодня 60% затрат «Укрзализницы» уходят на оплату персонала из почти 250 тыс. работников», - сообщил эксперт, директор портала «Центр транспортных стратегий» Сергей Вовк.

Результатом разделения форм собственности также станет разделение трудового коллектива. Частные операторы перевозок, согласно закону, для осуществления своей деятельности обязаны иметь собственный подвижной состав. Естественно, что его обслуживанием будут заниматься работники старой системы перевозок.

При обсуждении законопроекта были высказаны опасения о неминуемых сокращениях, которые пройдут среди работников железной дороги.

По этому поводу высказался заместитель министра инфраструктуры Украины Николай Снитко: «Не стоит думать, что закон направлен на сокращение персонала - он направлен, напротив, на создание новых рабочих мест. Будет разработана программа занятости, программа переподготовки кадров. Увольнения работников никто не допустит. Однако переход на неполную рабочую неделю имеет место уже сегодня – и это вынужденная мера».

Серьезные опасения вызывает будущее пригородных перевозок. Для их осуществления потребуется финансирование из местного бюджета, что напрямую зависит от децентрализации финансов государства.

До появления заметных изменений, по словам экспертов, пройдет не менее 4 лет.

Для уточнения местных особенностей работы железной дороги проводятся региональные обсуждения предложенного проекта реформ. 4-5 августа обсуждение законопроекта состоится в Харькове.

Материалы по теме