Чем грозит Харькову и другим городам решение Конституционного Суда. Мнение юристов (ВИДЕО)

конституционный суд Конституционный Суд разъяснил органам местного самоуправления их права

Решение Конституционного Суда разрешает местным советам отменять свои решения, но в то же время защищает тех, кого эта отмена может коснуться.


21 апреля Конституционный Суд Украины огласил свое решение в деле по конституционному представлению Харьковского горсовета. Было вынесено решение по трем пунктам.

В частности, в первом пункте решения сказано: «В аспекті конституційного подання положення част. 2 ст. 19, ст. 144 Конституції України, ст. 25, ч. 1, 10 ст. 59 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні» стосовно права органа місцевого самоврядування скасовувати свої раніше прийняті рішення та вносити до них зміни, необхідно розуміти так, що орган місцевого самоврядування має право приймати рішення, вносити до них зміни та/чи скасовувати їх на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачено Конституцією та Законами України».

По окончании судебного заседания представители Харьковского городского совета прокомментировали решение КСУ.

«Как предусматривает Конституция, право на приостановку решения (местных властей, – авт.) по обращению в суд предоставлено органам прокуратуры. Однако и в этом случае было отмечено (Конституционным Судом, – авт.), что это не лишает органы местного самоуправления права отменить свое решение, которое было принято раньше с нарушением Конституции или законов Украины», – рассказал управляющий делами Харьковского исполкома Александр Новак.

Глава Юридического департамента горсовета Владимир Коваленко заявил, что КСУ дал «очень конкретные разъяснения возможности Харьковскому городскому совету и любым другим органам местного самоуправления при наличии (законных, естественно) оснований отменять свои собственные решения либо вносить в них изменения».

«Мудрейшее решение Конституционного Суда заключается в том, что КС как наивысшая инстанция по толкованию законов и Конституции обеспечил не только право территориальной громады в лице ее представительского органа отменять свое собственное решение, но также этим решением граждане получили гарантии защиты своих прав, которыми эти решения (представительского органа, – авт.) их наделяли», – сказал В. Коваленко.

Юрист пояснил: имеется в виду, что если решение влечет за собой заключение гражданско-правовых сделок – то есть реализация таких решений уже наступила, – тогда «КСУ четко дал понять всем, что это компетенция суда», и данные сделки и соглашения нужно также отменять.

Если же реализация решения еще не наступила, то отменять решение – при наличии законных оснований – орган местного самоуправления может без судов.

«Проблема была в том, что такой специализированный суд, как административный, вообще в принципе отрицал возможность местных советов отменять свои собственные решения», – сказал глава Юрдепартамента.

Из-за этого месяцами тянулись дела, где горсовет был вынужден отстаивать свою правоту.

По разъяснению В. Коваленко, КС дал простые и понятные ответы на следующие вопросы по правам местных советов.

«Могут отменять свои решения? Могут. Могут вносить изменения? Могут. С одной единственной оговоркой: эти решения не могут вредить субъектам – то ли это юридические, то ли физические лица, – которые уже вышли на стадию реализации прежних решений», – сказал он.


Напомним, что 12 февраля 2009 года Конституционный Суд Украины рассмотрел представление Харьковского городского совета относительно официального толкования положений части второй статьи 19, статьи 144 Конституции Украины, статьи 25, части четырнадцатой статьи 46, частей первой, десятой статьи 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (дело об отмене актов органов местного самоуправления) для выяснения права органа местного самоуправления отменять свои решения, принятые ранее, или вносить в них изменения.

Практическая необходимость в официальном толковании отмеченных положений Конституции Украины и закона была обусловлена отсутствием однозначного их понимания при применении органами местного самоуправления, что препятствует нормальной деятельности этих органов и приводит к ограничению их конституционных прав и полномочий.

При этом Харьковский горсовет стал первым органом местного самоуправления, который обратился в Конституционный Суд Украины с просьбой дать толкование прав местных советов.

Харьковский городской голова Михаил Добкин 12 февраля лично выступал по этому делу в Конституционном Суде Украины.

ВИДЕО заседания КСУ и комментарий главы Юридического департамента горсовета В. Коваленко смотрите ЗДЕСЬ.

 

Тэги: харьков, добкин, конституционный суд, самоуправление

Автор: Николай Кузнецов

Материалы по теме