Как воспитать дорожного инспектора. Права водителей

гаишник Сержант Петренко. Ваши документы?

Поборы на дорогах давно стали притчей во языцех: каждый автолюбитель хоть раз, да «отстегивал» гаишнику. Даже если уверен в своей правоте – а то хуже будет.


А все беды из-за того, что водители в большинстве своем не подкованы юридически — и этим-то и пользуются недобросовестные работники свистка и жезла.

Еще в 2006 г. Министерством внутренних дел Украины был издан Приказ №1111, на который в большинстве случаев нужно ссылаться водителям, если претензии гаишников идут вразрез с правами автомобилистов и законодательными актами, регламентирующими деятельность подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины.

В документе четко сказано о том, что инспектору запрещено останавливать автомобиль на участках дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед перекрестком, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах.

Однако, понятие «участок дороги с ограниченной видимостью» у гаишника и водителя разное, и априори автовладелец, не остановившийся даже на, по его мнению, темном участке, считается нарушителем.

Но, как бы там ни было, работник ГАИ не имеет права останавливать автомобиль без имеющихся на то причин. При этом он должен четко назвать свое звание и фамилию (хотя, как правило, разобрать это невозможно), сообщить о причине остановки и суть совершенного водителем нарушения.

Зачастую причина остановки банальна: проверка документов. И в таком случае водитель имеет право потребовать у инспектора предъявить оперативную сводку, где содержится информация о дате и отрезке участка, на котором проводится оперативная разработка, целью которой является проверка документов.

И если уж вас остановили, то совсем не обязательно выходить из авто – об этом нигде ничего не сказано. Достаточно приоткрыть окно, выслушать представление инспектора и отдать документы для проверки, не забыв при этом потребовать объяснить причину остановки. В отдельных случаях автомобилист имеет право записать номер нагрудного жетона инспектора и взглянуть на его удостоверение. В дальнейшем это поможет, в случае чего, пожаловаться в прокуратуру.

Бывают случаи, когда представители Госавтоинспекции хотят сверить номера на кузове автомобиля с номерами, указанными в техническом паспорте транспортного средства. Лучше не возражать и открыть капот машины – так как, согласно ПДД, водитель обязан предоставить инспектору ГАИ такую возможность. Но тут нужно быть внимательным.

В Харькове был случай, когда гаишники при сверке номеров на кузове и в техпаспорте обнаружили несоответствие и приняли решение отогнать автомобиль на штрафплощадку, а водителя отправить в райуправление до выяснения обстоятельств. Лишь благодаря бдительности владельца машины выяснилось, что инспектор... смотрел «не на те» цифры, причем нужная табличка находилась буквально в нескольких сантиметрах. Как так получилось, что бывалый гаишник перепутал таблички –  остается загадкой...

В арсенале работников свистка и жезла имеется и такая безотказная уловка, как просьба открыть для проверки багажник – для осмотра. Хотя это действие квалифицируется уже как «досмотр». Многие водители путают эти два понятия, значение которых четко прописано в Законе «О милиции». Если в первом случае имеется в виду именно визуальный осмотр машины на предмет повреждений после участия в ДТП, то досмотр является, по сути, обыском.

Напомним, что руководство МВД официально запретило с 25 июня 2009 года использовать частный автотранспорт во время патрулирования дорожного движения.

Также напомним, что в начале июня министр внутренних дел Юрий Луценко пообещал  вывести сидящих в засадах гаишников в места, доступные для обозрения всем участникам движения.

Кроме того, 3 апреля МВД уже предписывало сотрудникам ГАИ выходить на дороги только в форме и на служебных автомобилях. Штрафы, выписанные автоинспекторами не в форме, считаются недействительными.

 

Тэги: гаи, водитель, пдд, авто

По материалам: Источник: Украины Криминальной

Материалы по теме