Потемкинские деревни железной страны, или Путешествие по стране ЮЖД

потемкинская деревня За красивыми фасадами новых вокзалов прячутся разруха и грязь

Нет, все-таки Украину никакими заморскими штучками не удивишь. Есть, например, на территории славного города Рим отдельное государство Ватикан. Но для наших пенатов это не Бог весть какое чудо. Потому как такая «страна в стране» у Украины тоже имеется. Называется она Южная железная дорога.


Рожденные в СССР

Чего только в этом государстве нет! 19 вокзалов разного класса, 6 вагонных и 12 локомотивных депо; информационно-статистический центр; строительно-монтажный трест. А обитатели Страны ЮЖД – около 70 тысяч работников. Плюс члены их семей.

Социальная инфраструктура дороги включает 16 больниц, 3 линейных поликлиники, детские сады, базы отдыха, два санатория, детские лагеря отдыха, 12 дворцов культуры и клубов, 2 дворца спорта, 6 стадионов, 2 бассейна, детская железная дорога. В Харькове, к примеру, у ЮЖД есть не только «своя» больница, но даже «свой» роддом. В общем, все, что нужно суверенному государству. Кроме, разве что, собственных денег. По всей вдимости, это лишь временное упущение.

Все вышеперечисленное, разумеется, работает на благо простого дорожника – в лучших советских традициях. Любой дорожник может, в принципе, вкусить все эти социальные деликатесы – только вот не каждый может дотянуться до стола, где их раздают.

Машинист, проводник или слесарь на ЮЖД, разумеется, не последние люди. И могут отправить своего ребенка в ведомственный летний лагерь. Но – только если останутся путевки после того, как руководители подразделений «железки» возьмут по паре-тройке для каждого из своих малолетних родственников. И не только детей, но и внуков, племянников и т. д. Как показал летний сезон-2009, в таких случаях остатков не бывает.

Значительно лучше обстоят дела с дорожными санаториями. Если вы сотрудник ЮЖД и хотите поправить здоровье в ведомственном учреждении на черноморском побережье, то ради Бога, пожалуйста - с декабря по март. О путевке на летний период не обремененный властью дорожник может только мечтать. Вот такое проявление социального равенства, поневоле заставляющее вспомнить систему распределения материальных благ в почившем 18 лет назад Советском Союзе. Поистине – вся социальная структура дороги made in USSR…

Шик, блеск… нищета

Летом этого года магистраль, обслуживающая более тысячи предприятий и растянувшаяся на 3 тыс км по территории шести областей Украины (и двух - в России), отметила 140-летие. Причем, невзирая на кризис, с шиком.

Как сообщала пресс-служба ЮЖД, «свой праздник «южане» встретили весомыми достижениями и трудовыми подарками стране...». И это чистая правда. Однако напомним, что подарок потому и называется подарком, вручается адресату: а) безвозмездно, б) добровольно.

И действительно, бедным рядовым «именинникам» приходится до сих пор безоплатно выполнять ряд работ – хотя, собственно, праздник-то уже давно закончился. Насколько при этом присутствует добровольное начало, судить не беремся. Скажем только, что, по информации «Городского Дозора», специалистов-железнодорожников после смен (в том числе, ночных) периодически принуждают бесплатно выполнять неквалифицированные работы – в частности, производить уборку путей от мусора. И подобные «трудовые подарки» стали уже регулярной трудовой повинностью. Зато можно представить, сколько сэкономило руководство ЮЖД на оплате труда дорожных рабочих.

Но вернемся к юбилею, в рамках которого на дороге провели ряд тематических выставок. В том числе — выставку специализированной техники, оборудования, новых технологий…

В то же время, по информации «Городского Дозора», оборудование ряда электровозов находится не то что на высоком технологическом уровне, а просто в аварийном состоянии. Как неофициально сообщили на одном из предприятий дороги, летом 2009 года при ремонте неисправного электрооборудования локомотива погиб машинист. Однако официально было зафиксировано, что работник был пьян, и именно это стало причиной несчастного случая на производстве.

Сколько денег было потрачено на юбилейные мероприятия, пик которых пришелся на начало июля 2009 года, сказать сложно. Зато у рядовых работников дороги задержки по зарплатам традиционно составляют не менее 1-1.5 месяца (кстати, «особы, приближенные…» – работники Управления ЮЖД – получают заработную плату исправно и в срок).

Добавим, что уже несколько месяцев у ряда сотрудников сняты 50%-ные надбавки за интенсивность труда, упразднена (обещают, что временно) дополнительная плата за переработку, работу в праздничные и выходные дни. Мелкий ремонт, уборку и покраску локомотивов машинисты вынуждены осуществлять за свой счет.

Вот так, невесело и часто безденежно, живет простой люд страны ЮЖД. Но - тссс! – никому об этом не говорит и громко не возмущается. Боится.

Конфиденциальный источник сообщил «Городскому Дозору», что многие дорожники по настоятельной просьбе непосредственного руководства написали заявления об увольнении по собственному желанию – без даты. Понятно, что в случае необходимости поставить нужную дату и наложить на них визу можно за несколько секунд. Поневоле вспоминается песня из фильма «Приключения Буратино», уныло-разухабисто исполняемая куклами: «Да здравствует наш Карабас удалой, уютно нам жить под его бородой»…

Между прочим, невзирая на огромные противоречия между хозяином сказочного театра и куклами, картина на представлении была всегда отменная – яркая и веселая…Да и юбилей ЮЖД получился что надо – и красиво, и масштабно.

В бриллиантовом колье и с грязной шеей

А деньги-то на такие вот юбилейные потемкинские деревни откуда? Платим, в конечном итоге, за все это мы, пассажиры и хозяева перевозимых грузов. Причем все больше и больше.

Так, скажем, в марте 2009 ЮЖД в очередной раз повысила тарифы на пригородные железнодорожные перевозки в Харьковской области. Таким образом, с июня 2008 г. они были повышены почти в два раза. Однако стали ли мы получать вдвое больше комфорта и услуг? Отнюдь.

За внешним блеском ЮЖД – открытием новых вокзалов с картинными галереями, бодрыми рапортами об очередном этапе модернизации и электрификации скрываются разбитые вагоны, поломанные полки, грязные туалеты, заклинивающие окна и поломанные кондиционеры в поездах (кроме, разве что, парочки «парадных» составов типа «Столичного Экспресса»). Прибавьте к этому полную неразбериху с билетами. Летом этого года многие пассажиры наблюдали отсутствие билетов в кассах и при этом полупустые вагоны поездов.

Или посмотрим на замечательную привокзальную площадь в Харькове, с фонтанами и клумбами, на которой так хорошо отдыхать в хорошую погодку. Особенно харьковчанам с детьми. Но куда прикажете деться транзитным пассажирам, несколько часов ожидающим своего поезда, – в дождь, мороз или солнцепек?

В красивом отреставрированном помещении Южного вокзала – минимум сидячих мест для ожидающих. Да, есть зал повышенного комфорта, но, как правило, он практически пуст. Дорого для рядового украинца, знаете ли… Так что постоите, граждане пассажиры, – чай, ноги не отвалятся. Крепче потом в поезде спать будете. И меньше в нем приглядываться – где там грязь и где поломки.

К Евро-2012 руководство ЮЖД намерено полностью реконструировать привокзальную гостиницу «Экспресс», кассовый зал Южного вокзала. В очереди на реконструкцию — плавательный бассейн «Локомотив». А вот о том, чтобы элементарно сделать чище и исправней поезда с харьковской пропиской, и речи не идет.

Как харьковчане прокомментировали на одном из форумов подобные Потемкинские деревни, «за площадь и «Столичный экспресс», конечно, спасибо – красиво... Но поезда, в которых на голову капает, в которых все на ладан дыщит - ужас!!! А все эти площади, домики отдыха на станциях, вокзалы – дань обществу за молчание, как говорят - чтобы заткнуть рты недовольным».

Добавим от себя – подобная ситуация напоминает мне неряшливую, но весьма богатую даму, которая на бал надевает дорогущее платье и бриллиантовое колье, но перед этим не считает нужным почистить ногти и вымыть шею.

Лукавые цифры

По данным госкомстата, в январе-марте 2009 года ЮЖД на 16,2% сократила перевозки грузов по сравнению с январем-мартом 2008 г. Однако практически одновременно пресс-служба «Укрзалізниці» (журнал Транспорт) отрапортовала, что железнодорожники ЮЖД в славном деле грузоперевозок непостижимым образом достигли новых рекордных показателей. При техническом плане погрузки 75 тыс. т в сутки (и – главное - задании начальника дороги (!!!) довести до 82 тыс. т) в апреле 2009 года среднесуточная погрузка по дороге составила 82,804 тыс. т. А наибольший рекорд был установлен 30.04.2009 г. — отправлено 107,553 тыс. т грузов.

Так все-таки, что там с объемами? Возросли они или упали? Потому как Госкомстат говорит о существенном падении объемов грузоперевозок (что естественно в кризис), а официальные службы ЮЖД – о небывалом их росте. Кто же лукавит?

Королевство маловато…

В 2008 году, во время конфликта между руководством ГП «Харьковский метрополитен» и группой машинистов, руководство ЮЖД предложило отдать подземку в ведение железной дороги (это, к слову сказать, не встретило отклика). В сентябре 2009 года «под свое надежное крыло» ЮЖД взяла Изюмский тепловозоремонтный завод, пообещав восстановить предприятие и вдохнуть в него новую жизнь.

То есть «Королевство ЮЖД» предпринимает постоянные попытки расширения своих границ. Только вот нам, рядовым пассажирам, от этого ни комфорта в поездах, ни чистоты в туалетах не прибавится. Как ничего не даст и рядовым сотрудникам дороги, которые завтра после трудового дня пойдут по шпалам - собирать мусор.

***
PS. При подготовке статьи автору постоянно приходило на ум имя Георгия Кирпы. Человека, который очень много сделал для Харькова и для Южной железной дороги – причем по-настоящему реальных, нужных вещей.

Сегодня о выдающемся человеке напоминает только Дворец спорта «Локомотив», носящий сейчас его имя. Потому как стремление руководства ЮЖД к «парадности портрета» уже давно поставило крест на той концепции развития дороги, которая была когда-то выстрадана Кирпой.

 

Тэги: харьков, южд, вокзал, поезд

Автор: Елена Сергеева

Материалы по теме