Самоуправление в Украине: новая концепция территориальной организации власти

украинская ассоциация районных и областных советов Система местного самоуправления должна соответствовать ценностям демократического общества

Украина берет курс на глубокую реформу местного самоуправления, а его развитие должно предоставить местным общинам реальные рычаги влияния на государственную политику.


Об этом на заседание Совета регионов, которое состоялось 3 июня в Ялте, сообщил Президент Украины Виктор Янукович.

В связи с этим Украинская ассоциация районных и областных советов сделала заявление, текстом которого располагает редакция Городского Дозора.

Заявление Украинской ассоциации районных и областных советов по концепции территориальной организации власти в Украине

Украинская ассоциация районных и областных советов одобряет инициативы Президента Украины и заявляет о своей готовности принять активное участие в процессе развития эффективной системы территориальной организации власти и в частности дееспособного местного самоуправления.

Неотложность осуществления реформ в сфере местного самоуправления продиктована также необходимостью выполнения Украиной взятых на себя обязательств по имплементации положений и принципов Европейской хартии местного самоуправления, гарантирующих правовую, административную и финансовую автономность территориальных сообществ и их органов. Несовершенство действующего законодательства по этим вопросам порождает компетенционные споры между различными уровнями власти как по горизонтали, так и по вертикали, вносит дополнительное напряжение в отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Одним из существенных проявлений противоречивости и несовершенства существующей территориальной организации власти в Украине является чрезмерная централизация государственной власти, которая негативно сказывается на развитии регионов, где прямое государственное управление превалирует над местным самоуправлением. Попытки встроить самоуправляющиеся институты в административную государственную вертикаль привело к фактической подчиненности и несамостоятельности органов местного самоуправления. Дублирования полномочий и конкуренция компетенций местных государственных администраций и местных советов, лишенных значительной части рычагов управления, серьезной материально-финансовой основы и эффективного механизма правовой защиты вносит конфликтность, тормозит развитие общественных отношений.

Недостатки институционально-функциональной организации власти на местном уровне сочетаются с дефектами правового регулирования. На сегодня вопрос муниципально-правовых отношений в Украине регулируются несколькими сотнями нормативно-правовых актов различной юридической силы. При данных условиях крайне трудно, с одной стороны, обеспечить системность и внутреннюю непротиворечивость правового регулирования на всей территории страны, а с другой - учесть местные особенности и интересы, поддержать местную инициативу и стремление к самоорганизации. Отсутствие единой Концепции развития местного самоуправления в Украине негативно влияет на процесс формирования законодательной основы и, как следствие, на состояние правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Исправления имеющихся недостатков требует системного подхода к реформированию территориальной организации власти, четкой концептуальной основы. Именно такой научно-методологической основой дальнейших реформ должно стать Концепция реформирования территориальной организации власти в Украине.

В связи с этим и с целью подготовки согласованных предложений, Ассоциацией разработан проект Концепции территориальной организации власти в Украине (http://alau.com.ua), главной целью которой является создание более рациональной и эффективной системы публичной власти в административно-территориальных единицах, способной гарантировать наивысшую социальную ценность человека, создать оптимальные условия для ее развития, обеспечить комплексный и стабильное развитие всех регионов путем наиболее полного использования их потенциала. Необходимым элементом такой системы должно быть самостоятельное, действенное местное и региональное самоуправление.

В Концепции отмечено, что вновь система местного самоуправления должна соответствовать ценностям демократического общества и обеспечивать осуществление прав и свобод человека и гражданина на местном уровне. Ведь, как свидетельствует опыт стран западной демократии, только при оптимальной децентрализации и деконцентрации власти, соблюдение принципов субсидиарности и самостоятельности местного самоуправления является возможным улучшение благосостояния населения, создание действенных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, улучшение социально-экономического развития территориальных общин и регионов.

Предпосылкой достижения сбалансированности интересов местных и государственных интересов является формирование и внедрение взвешенной государственной политики относительно регионов, особенно в аспекте финансового обеспечения их социально-экономического развития, согласованности полномочий и действий органов регионального управления и местного самоуправления, развития самоуправляющихся институтов. Государственная региональная политика должна предоставить динамизма региональном социально-экономическом развитии за более полное вовлечение ресурсного потенциала регионов, использование преимуществ территориального разделения и кооперации труда.

Поэтому политическая реформа должна найти свое логическое продолжение в совершенствовании властных отношений на уровне областей, районов, городов, поселков, сел, ведь именно на этих уровнях наиболее отчетливо проявляется эффективность власти, ее способность продемонстрировать свои возможности через предоставление своевременных и качественных управленческих услуг. При этом решение обозначенных проблем возможно только при условии сочетания институциональных изменений в системе публичной власти с реформой административно-территориального устройства Украины. Такая реформа, не ставя под сомнение унитарного характера Украинского государства, должна упорядочить существующую систему административно-территориальных единиц, рационализировать их границы, обеспечить формирование самодостаточных территориальных общин.

С целью определения основных параметров будущей системы органов государственной власти и местного самоуправления, украинская ассоциация районных и областных советов обращается к Президенту Украины, Кабинету Министров Украины и предлагает:

образовать специальную рабочую группу для разработки проекта Концепции территориальной организации власти в Украине и внесение его на утверждение;

на основе Концепции территориальной организации власти Украины разработать проекты законов и других нормативных актов.
 

Материалы по теме