Стандарты и ГОСТы: отменить нельзя оставить — Тарас Качка

Надо ли менять ГОСТы и какая с ними сейчас ситуация на рынке — об этом сообщил в ходе открытой лекции «Ресурсы ЕС для поддержки бизнеса, который выходит на рынки Евросоюза» Тарас Качка, заместитель исполнительного директора Международного фонда «Возрождение» (в прошлом уполномоченный по вопросам предпринимательства при Государственной фискальной службе Украины, вице-президент по стратегическому развитию, и и.о. президента Американской торговой палаты в Украине.


Соглашение об ассоциации Украины с ЕС предусматривает постепенную ротацию технических стандартов — это означает также и изменение обязательных условий в сфере стандартизации. Это процесс эволюционный, который проходит не только Украина, но и соседние страны, в том числе и Российская Федерация.
Происходит постоянная эволюция тех стандартов, зародившихся в качестве базы инженерного знания, когда соединялись ГОСТы — они фактически таковыми и остаются. Потому что то, что вы производите, должно совпадать с деталями других производителей, для этого вы используете тот или иной ГОСТ. 
Но есть такая очень специфическая вещь — за часть промышленной продукции государство берет ответственность на себя. Например — лифт: государство отвечает, чтобы он не упал. Оно обязана гарантировать, чтобы он был достаточно прочный. Это все прописывалось на уровне стандартов. Это было повсюду: в Германии, Франции или в Советском Союзе... 



Еще в начале 90-х годов на уровне Международной организации стандартизации этот процесс немного изменился. Были разграничены обязательные требования, которые контролирует государство — технический регламент — и инженерные знания, которые были названы добровольными. То есть это было решение глобальное в среде стандартизации. Наибольшее распространение эта модель расслаиванния обязательных требований и необязательных приобрела в Европейском Союзе — из-за то, что расширялся сам Союз. Это происходило, соответственно, и в России, и в том числе в Украине.

Здесь есть несколько манипуляций, с точки зрения чрезмерных энтузиастов, задача которых состоит в том, чтобы убить ГОСТ. Набор стандартов — это и научное знание, и инженерное... То есть стандарты нужны, они вполне нормально работают. На самом деле, единственное, что должно сделать Министерство экономики — это перевести их из категории обязательных в категорию необязательных. Особенно старые стандарты, которые действовали еще до 1992 года. 

Что это дает для бизнеса любого рода? Прежде всего, возможность избежать необоснованных претензий со стороны органов рыночного надзора. Если раньше вы импортировали или продавали что-то, вам могли предъявить претензии по поводу того, что у вас какая-то форма не соответствует стандартам. Конечно, вы и в дальнейшем можете ее использовать, но вас могут оштрафовать за то, что вы не следуете техническим регламентам. 

Поэтому если в вашей жизни стандарты являются важным элементом работы, то надо трезво к этому относиться. Когда мы говорим о переходе на европейские стандарты, речь идет об обязательной части. То есть только о тех требованиях, которые являются обязательными и утверждены на уровне Кабинета Министров, и тех стандартах, которые являются доказательной базой для этих постановлений Кабмина.

Тот, кто скептически относится к тому, что мы готовы к переходу на какие-то европейские стандарты, может быть спокоен. Взять, например, лифты. Мы нормально производим их по европейским стандартам. Они нормально работают как на украинском рынке, так и на русском. Их производителям не принципиально придерживаться каких-то старых стандартов. Хотя это заводы, которые работали еще во времена Советского Союза. 

Есть такой маркетинговый ход, особенно этим любят белорусы хвалиться: пиво по ГОСТу, мороженое по ГОСТу. Эта возможность в маркетинговых целях использовать это — есть и в дальнейшем остается. Но интересная вещь — если кто-то говорит, что он этому ГОСТу соответствует, за это его можно и прижучить. Потому что можно сразу пойти в лабораторию, сделать тест этого стандарта, попросить лабораторию проверить, что оно соответствует тому стандарту, а если соврал — взять с него компенсацию, так как он солгал.



Я принимал участие в работе трехсторонних консультаций с участием Украины, ЕС и России, где вопрос стандартов очень хорошо обсуждался. Представители технической части абсолютно нормально воспринимают нашу работу по стандартам, потому что они понимают, что за 10-15 лет инженерная мысль идет вперед. Поэтому и у нас, и в России, и в Казахстане, и в ЕС стандартизационные базы надо обновлять. 

Они понимают, что уже сейчас никто не является владельцем абсолютного знания в сфере производства какой-либо продукции. Поэтому в России нефтяная отрасль жалуется на то, что в них устарела стандартизационная база, которая не позволяет использовать современное оборудование. Росстандарт нам завидует, но при этом подтверждает, что они идут по тому же пути: меняют ГОСТы, которые были до 92-го года, на ГОСТы российские или ГОСТы Таможенного союза, они копируют с европейских.

На самом деле, они только сняли напряжение с внутреннего рынка. Плюс они дали возможность запустить процесс заключения приложений к соглашению с ЕС. Между тем, Украина выражала намерение заключить это соглашение еще при Кучме. Сейчас ситуация сложилась так, что в таких вещах, как техническое регулирование, если вас признают или ЕС, или США, вас признает весь мир. Китай, например — автоматически. Как только мы получили разрешение экспортировать молоко в ЕС, они не дожидаясь, автоматически позволили ввезти украинское молоко без каких-либо инспекций. В Китае большой дефицит пищевых продуктов, и они просто доверяют ЕС. Поэтому ЕС важен не столько как рынок, где мы можем что-то продать, сколько как партнер, который говорит, что у нас все хорошо.

Тарас Качка — украинский общественный деятель, уполномоченный по вопросам предпринимательства при Государственной фискальной службе Украины (на общественных началах). Руководит «Украинский медиа центром реформ» и входит в Целевую команду из налоговой реформы при Министерстве финансов.

Материалы по теме