КСУ и судьи: попытка избавиться от политической зависимости

Политическая ангажированность судей КСУ может привести к необратимым последствиям Политическая ангажированность судей КСУ может привести к необратимым последствиям

Будущие судьи фактически оказались в «политической зависимости» у нардепов, ведь проведение конкурса на должность судьи Конституционного Суда по сути – иллюзия.


Про это пишет сайт Украинская правда.

После Революции Достоинства в 2016 году состоялась конституционная реформа. Суть реформы – в конкурсном отборе судей в Конституционный Суд Украины.

Однако в июле 2017 был принят Закон Украины «О Конституционном Суде Украины», а также дополнен регламент Верховной Рады статьей 208-4.

Предложение кандидатуры судьи от Верховной Рады могут подавать депутатские фракции (депутатские группы) и группы внефракционных народных депутатов.

Кажется, законодатель не до конца разобрался в принципиальных новшествах реформы 2016 года или сознательно пошел на неконституционные действия и вернул процедуру назначения судей по своему усмотрению, создавая иллюзию проведения конкурса на должность судьи Конституционного Суда.

Проблема нормы в том, что будущим судьям фактически запрещено самостоятельно подавать свои кандидатуры – необходимо, чтобы их предложили депутаты.

При таких условиях им придется идти на уступки депутатам, чтобы те выдвинули их кандидатуру.

Как следствие – парламент держит треть КСУ на «политическом поводке».

Конечно, такое положение противоречит Конституции Украины и идеи конкурсного отбора в целом.

Именно поэтому 47 депутатов при поддержке экспертного сообщества поставили перед КСУ вопрос о неконституционности положений статьи 208-4 регламента ВР.

Однако коллегия судей КСУ, которая изначально рассматривала представление, отказала в открытии производства по делу. 

Со своей стороны, эксперты группы по вопросам конституционной реформы и судебной реформы реанимационное пакета Реформ призывают КСУ воспользоваться реальным шансом защитить свою независимость и открыть конституционное производство.

Речь идет о конституционном представлении 47 нардепов относительно соответствия Конституции положений второго предложения абзаца первого части третьей, абзаца второго части третьей, части четвертой статьи 208-4 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины» от 10 февраля 2010 № 1861-VI «.

Заявление экспертов РПР поддержали профильные общественные организации Центр политико-правовых реформ, Фонд DEJURE, Автомайдан, Центр противодействия коррупции, Украинский независимый центр политических исследований.

23 января 2019 года Палата КСУ не открыла производство по делу, но и не отказала в открытии.

Рассмотрение представления Большой Палатой КСУ продолжается.

Опыт 2010 года показывает, к каким негативным последствиям может привести политическая ангажированность судей КСУ: неконституционной смены Конституции, дальнейшей узурпации власти и сотни погибших людей.

Материалы по теме